Противостояние смерти — базовый инстинкт любого живого существа. Вековой мечтой человека было желание победить смерть или хотя бы отогнать костлявую старуху с косой на безопасное расстояние. Из поколения в поколение люди искали эликсир бессмертия или пытались раскрыть секрет вечной молодости.
Достижения современной науки придали древней мечте практическое измерение. Мы стали жить дольше, чем предки, — в том числе, благодаря медицине. И если прибавка людского века пока невелика — совокупными усилиями отодвинуть естественную кончину удалось лишь на 10–20 лет, едва ли на четверть отпущенного срока, то в отношении более примитивных организмов биология добилась гораздо более ощутимых успехов. Например, американские специалисты сумели в пять раз продлить время существования мелких беспозвоночных, а недавнее открытие испанских биохимиков из города Овьедо позволяет на 65% удлинить земные дни существа, чей обмен веществ напоминает человеческий, — млекопитающего (лабораторной мыши).
Сразу после обнародования экспериментальных результатов, полученных в университете Овьедо (см. статьи на Руснекст: «Открытие испанских биохимиков обещает продлить жизнь вдвое», «Открытие в Овьедо. Продление молодости против досрочного старения»), мировую прессу захлестнул прилив энтузиазма. Журналисты сулят, что с таким «эликсиром молодости» уже нынешнее поколение запросто перешагнёт столетний рубеж и сумеет дотянуть минимум до ста тридцати пяти.
Какие же рецепты продления жизни уже предложены и предлагаются в перспективе? Насколько эффективны эти попытки затупить косу смерти? Основных приёмов минимум десять.
Медитация. Удаление от мира
У разных народов прошлого долгий век считался уделом отшельников: индийских йогов, тибетских монахов, языческих ведунов, православных старцев. Их образ жизни: молчание, уединение, тишина, безмятежность. Наука может объяснить такой результат отсутствием стрессов, что бережёт от износа нервную систему. Не случайно патриарх китайских долгожителей Ли Цинъюнь первый из секретов своего долголетия выразил стихотворной строкой «Удерживайте тише сердце».
Добавим, что среди верифицированных долгожителей планеты (чей возраст с момента рождения подтверждён документами) половину мест занимают граждане Японии, а среди долгожителей-мужчин уроженцы страны Восходящего солнца абсолютно преобладают. Вероятно, это сочетается со сдержанным, невозмутимым стилем японского поведения.
Аскеза. Голодание
Второй приметой быта долгожителей прошлого считалась аскеза, воздержание от пищи – голодание. Очень многие современные физиологи сходятся во мнении, что, радикально сократив рацион, Вы заметно повышаете шансы продлить свой век. Уменьшение калорийности пищи в два-три раза, с сохранением нужного объёма витаминов и микроэлементов, признаётся чуть ли не самой прямой дорогой к долголетию.
Критики «диеты долгой жизни» указывают на то, что ограничение калорийности питания (как, впрочем, и удаление от мира, погружение в себя) просто замедляет жизненные процессы, как бы «подмораживает» человека. Известно, что для холоднокровных животных (рыб, лягушек) снижение температуры однозначно ведёт к продлению существования, но животное при этом становится медлительным и вялым, как и его заторможенный холодом метаболизм. Задачей же является не просто протянуть несколько лишних десятилетий, а добиться продления активной жизни.
Здесь очень важно личное восприятие человеком «выигранного» в борьбе со старостью времени. Внутренний хронометраж сильно связан со скоростью обмена веществ в нашем организме. Например, в детстве, когда человек бурно растёт, время для него течёт медленнее, чем в старости. За день ребёнок фиксирует больше событий во внешнем мире, потому что больше событий за этот срок происходит внутри него самого. В случае замедления метаболизма шестьдесят «отрешённых» лет могут пролететь для нас с такой же скоростью, как тридцать «бурных», и продления жизни мы не заметим.
Антиоксиданты
Биохимики обнадёживают сторонников «диеты долгожителя». Их исследования указывают, что сокращение калорийности ведёт не столько к замедлению метаболизма целиком, сколько к замедлению окислительных процессов. Окислительный стресс, которому подвергается организм при избытке глюкозы, радикальных соединений кислорода и ряда других агрессивных веществ, можно отдалённо сравнить с разрушением механизма от ржавчины. Поэтому задачей становится разработать «антикоррозийное покрытие» для человека.
Одним из первых связал досрочное старение с накоплением разрушительных элементов жизнедеятельности выдающийся русский микробиолог Илья Мечников. Правда, он акцентировал внимание на выделении опасных веществ микрофлорой кишечника. Его рецептом от досрочной старости стали кисломолочные продукты: русская простокваша, болгарское кисело мляко, грузинское мацони. И сегодня в рекламе айрана, например, ключевым пунктом является ассоциация с секретом кавказского долголетия.
К середине ХХ века внимание биологов было перенесено с ядов, выделяемых микрофлорой, на опасные химические формы, возникающие естественным путём внутри наших клеток. Речь идёт о так называемых свободных радикалах, чрезмерная активность которых разрушает компоненты клетки и генетический материал. В качестве противоядия предложено принимать вещества, обладающие антиоксидантным действием, которые содержатся прежде всего в ягодах, бобовых и фруктах. До сих пор трудно утверждать, что антиоксиданты помогают продлить жизнь, но вполне достоверно доказана их способность препятствовать старению нервной системы и мозга, в частности — предотвращать болезнь Альцгеймера.
Гормональная терапия
Если есть стратегия, стремящаяся удалить из организма те вещества, что накапливаются к старости, значит, возможен и другой подход — вернуть вещества, характерные для молодости. Прежде всего, это гормоны, оказывающие критическое влияние на жизнедеятельность. Сегодня в целях омоложения применяют три их разновидности: гормон роста, гормон сна мелатонин и, конечно же, половые гормоны, секреция которых сокращается с возрастом.
Гормональная терапия достаточно дорога, но доступна тем, кто готов выкладывать за неё более тысячи долларов ежемесячно. Краткосрочный эффект омоложения, как правило, радует пациентов — укрепляются мышцы, подтягиваются животы, повышается жизненный тонус и влечение к противоположному полу. Но никаких гарантий продления жизни до глубокой старости этот метод не даёт. Более того, со временем он становится источником дополнительного риска. Ведь молодые гормоны вводятся в организм, значительная часть органов которого продолжает изнашиваться, несмотря на терапию. А любой автолюбитель подтвердит, что ставить супердвижок на машину с лысыми колёсами опасно.
Белковая терапия
Гормоны — далеко не самые сложные биоорганические вещества. Они осуществляют довольно-таки обобщённое, поверхностное управление нашими жизненными процессами. Более высокоорганизованными соединениями являются белки-энзимы, предназначенные для тонкой биохимической регуляции. На применении белков, способных к точному изменению отдельных клеточных функций, строится стратегия современных исследователей. В частности, тех, кто уже сумел продлить жизнь братьям нашим меньшим.
Главная задача здесь — не просто спасти от разрушения всю клетку, как в случае с антиоксидантами. Клетка сама сумеет восстановиться, если будут целы её гены. Поэтому главная задача — спасти от разрушения временем хромосомы, хранилища генетической информации. Быстрее всего разрушаются к старости окончания хромосом — теломеры. Это слегка похоже на то, как в костюме в первую очередь засаливаются рукава, а брюки интенсивнее треплются у нижнего края. Поэтому наибольший эффект продления жизни дают белки, так или иначе связанные с долговечностью теломер, защищающие края хромосом.
Это направление выглядит довольно перспективным, но ещё не пригодным к практическому использованию. Удачно применённые на низших организмах препараты ещё не испытаны на высших млекопитающих, тем более — на человеке. Трудно оценить их побочное действие. Не исключено, что общий положительный эффект будет сопряжён с неприемлемым риском: например, если у 80% пациентов жизнь окажется продлена, а у 20% — сокращена. Кроме того, стоимость белковой терапии такого типа пока зашкаливает за пределы, позволительные даже для большинства состоятельных землян.
Владимир ТИМАКОВ